"Рядом с нами живут удивительные птицы": Как создают уличные шедевры Харькова

Как нарисовать самый большой в мире портрет Шевченко, где искать первую салтовскую птицу и как харьковский художник рисует муралы по всему миру

"Рядом с нами живут удивительные птицы":…

Их работы уже давно стали визитной карточкой Харькова. Портреты Гагарина, Шевченко, птицы на стенах харьковских многоэтажек и известное "Я люблю Харьков" – это только маленькая частичка уличных шедевров от творческой группы "Kailas-V".

О секретах творческой кухни художников и истории создания самых известных харьковских муралов мы узнали у технического директора "Kailas-V" Андрея Пальваля.

Как возникла "Kailas-V"?

На самом деле в творческой группе несколько человек. Есть люди, которые с самого начала, – основатели. Есть те, кто позже присоединился. Учредители - это Яна (Яна Волк, - Ред.), Роман (Роман Партола, - Ред.) и я. Мы давно были знакомы. До этого занимались различными проектами. Необходимость создать творческую группу возникла сама собой. В 2012 году.

Что означает ваше название?

Это как "Посторонним В" в известной английской сказке. Все спрашивают, что означает "Посторонним В" и всем трудно ответить, даже хозяину надписи. На самом деле смысл существует. Есть известная такая сакральная гора Кайлас, которая не покорена человеком. Вот такая вот недостижимая вершина, к которой можно идти всю жизнь. Это как у Высоцкого: во время пути случаются замечательные вещи. В нашем случае случается рисование в разных форматах.

Как распределяете роли в команде?

Рисунки все вместе придумываем. Это коллективный процесс. Есть разные проекты. Есть авторские работы мои и моих коллег. Я, например, могу придумать идею для рисунка, Яна может организовать рабочий процесс.

О вас лично. Давно вы рисуете? Где учились?

У меня биологическое образование. Я закончил биологический факультет университета им. Каразина. По специальности я учитель биологии и химии. Мне выдали диплом, я понял, что надо идти в университет преподавать, а мне, честно говоря, этого не очень и хотелось. Я рисовал всю свою сознательную жизнь. Со временем все остальное отошло на второй план, и у меня просто не осталось времени для того, чтобы не рисовать.

Когда появился первый рисунок?

Первый рисунок появился еще в "нулевых" у меня во дворе. Тогда все рисовали граффити и я также. Это было изображение дракона.

Как отнеслись ваши соседи?

Никак. Им было все равно. Людям часто не до рисования, необходимо поесть, попить, квартплата, проблемы. На меня так смотрели: ну, ладно, это пройдет, ВУЗ, дальше надо будет работать, пускай поразвлекается.

Расскажите о вашем проекте "Птицы". Почему эти рисунки появились именно на ХТЗ?

Не только на ХТЗ. Мы сейчас уже рисуем птицу на Салтовке. То есть у нас появилась первая "салтовская" птица. Почему птицы? Потому что, во-первых, мне очень нравится рисовать. Я хорошо понимаю, как должна выглядеть та или иная птица. Если увеличить птиц, которые живут рядом с нами, то мы увидим, что они очень прекрасные. Потому что мы привыкли восхищаться заморскими птицами, а на самом деле рядом с нами живут удивительные птицы. А я хорошо знаю разновидности птиц и как они выглядят. Я стал орнитологом, потому что мне нравилось рисовать птиц, а теперь я рисую птиц, потому что я орнитолог по образованию.

Сколько птиц уже "поселились" на многоэтажках Харькова?

Вот сейчас восьмую селим, но, кроме этого, много птиц живут на малых архитектурных формах.

В каких странах вы работали?

Эстония, Болгария, Польша, Россия, Пакистан. Сейчас все и не вспомню.

А что рисовали в Пакистане?

Я пять рисунков там сделал в прошлом году. Рисовал там птиц. Я нарисовал четырех птиц и портрет Рериха. Одна из птиц - национальный символ Пакистана – чакур, или горная куропатка, или кеклик. А другие изображения – это муния и индийский аист. Пакистан – место очень специфическое в восприятии людей. Многие опасаются туда ехали, потому что думает, что там ужасно. Это не так, там все очень адекватно. 4G в стране.

Сколько в среднем требуется времени на один мурал?

Мы берем с запасом месяц, но, как правило, рисуется быстрее. Каждую птицу мы рисовали по 2-3 недели. За прошлое лето мы нарисовали семь птиц, последнюю в сентябре доделывали.

Не менее известная ваша работа – портрет Шевченко. Почему решили рисовать именно его?

С этим рисунком связана очень интересная история. Мы планировали его рисовать в Киеве перед самым Майданом, уже все было готово, и когда мы уже должны были рисовать, на Майдане начали гибнуть люди. Мы поняли, что не сможем рисовать. А в следующем году мы сделали портрет в Харькове. Это самый большой портрет в Харькове. Он был на злобу дня – чтобы еще раз подчеркнуть, что Харьков – это украинский город, и Тарас Григорьевич к нему имеет такое же отношение, как и к Санкт-Петербургу, или Вильнюсу, или Киеву. Он получился, словно картинка в хрестоматии.

Сколько времени вы рисовали портрет Шевченко?

Две недели. У нас уже был опыт крупных рисунков, мы раньше рисовали портрет Гагарина, поэтому справились за две недели. Рисовали втроем. Кроме того, мы нарисовали два портрета в Киеве. Это портреты Грушевского и Скоропадского. Для меня эти исторические фигуры очень важны. Рад, что мы смогли их нарисовать в центре Киева. Кстати, один из них нарисован на отделении полиции.

Случались ли с вами во время рисования курьезные случаи?

Да, часто. Когда на Маршала Жукова на автостоянке мы рисовали разные модели автомобилей. Рисовали на заборе и частично задели своими рисунками стену дома. И вот мы рисуем, а тут выбегает человек и кричит: "Что же вы, ироды, делаете! Это мой участок полиции!". Оказывается там был опорный пункт полиции, тогда еще милиции. Он нас завел туда, у него там иконостас стоит, китель висит, портрет президента Януковича в рушнике. Это напомнило какой-то дом молитвы. Он начал составлять протокол, звонить. Потом выяснилось, что таки можно рисовать, и нас отпустили.

Все время что-то случается. Последний случай был очень смешной. Я полез на крышу дома рисовать, вышел жилец, а у него АКМ собственный есть. Долго разбирались.

Как вообще люди воспринимают уличных художников?

В основном положительно. В Харькове люди очень положительно реагируют. А вот опыт Оренбурга показал, что там люди очень злые. Впервые в жизни я увидел очень негативную реакцию в глубинке на России, где последняя фраза была вообще фантастическая: "Хорошо, рисуйте, лишь бы не хохлы". Это военный пенсионер был, насмотрелся телевизора и потом долго ругался. А я просто рисовал птиц. В Харькове я с таким не сталкивался. Были странные люди, но негативных реакций не было.

Как вы ищете места для уличных рисунков? Нужно ли вам каждый раз получать специальное разрешение?

В публичном пространстве невозможно рисовать, не привлекая внимание. Если рисовать на домах, обязательно нужно согласовать с жителями, и с администрацией. Рисовать нелегально можно, но много ты не сделаешь, да и существует риск, что рисунки просто закрасят потом.

Как финансируются ваши рисунки?

Сказать даже примерную стоимость невозможно. Каждый рисунок рассчитывается отдельно. Относительно социальных проектов, таких как птицы, у нас существует социально-ответственный бизнес в городе. Именно они и финансируют такие проекты. В основном это спецтехника и краски. Есть часть работ, которые мы рисуем за собственный счет.

Не приходилось ли вам сталкиваться со случаями вандализма в отношении рисунков?

У нас есть лояльность и со стороны других уличных художников. Мы же тоже начинали с уличных граффити, многих знаем, поэтому не сталкивались со случаями вандализма. Зарисовать могут разве что коммерческую рекламу, которая уже неактуальна. Некоммерческие проекты все живы. Они сделаны в таком пространстве и в таких условиях, в которых нет необходимости их зарисовывать. У нас фактически на базе наших работ сформирован стрит-арт маршрут по городу.

Существует ли город–пример для вас?

Есть много таких городов. Трудно сказать. Есть города, в которых очень известные стрит-арт маршруты, есть города, где проводят сумасшедшие фестивали на базе стрит-арт площадок. Например, в Майами. Тот же Гамбург является "меккой" граффити. Та же Барселона является городом, где очень хорошо развита урбанистика. Какого-то конкретного примера города нет. Мы наблюдаем за отдельными арт-проектами. Потому что нам необходимо учитывать специфику людей, которые здесь живут. Ведь то, что создают в других городах вряд ли воспримут адекватно некоторые наши жители, мы это учитываем. Здесь очень важно еще учитывать лояльное отношение власти к стрит-арту.

В Харькове это отношение можно назвать лояльным?

Да, у нас здесь положительно относятся к уличным рисункам. Поддержка власти есть. Мы не ощущаем серьезной цензуры. Когда власть оказывает сопротивление – это яркий пример Москвы. Там очень активно все это развивалось до 2013 года, был замечательный фестиваль "Атмосфера", а потом вмешалась власть и это все превратилось в конкурс политкорректных рисунков на тему Крыма, хоккея, демонстрации военной силы и на этом стрит-арт закончился.

Проект "Я люблю Харьков" воспринимают, как новый логотип города. Как возникла идея этого проекта?

Есть известные надписи "Я люблю Нью-Йорк", "Я люблю Париж", "Я люблю Токио". Мы решили, что любить Харьков ничем не хуже, чем любить Нью-Йорк. Мы поняли, что в Харькове нет такого логотипа, который мог бы привлекать внимание. Тогда мы решили создать туристический бренд, который будут печатать на футболках, который будут узнавать. Придумывали все вместе. Кто-то писал каллиграфию, кто-то придумал внести элементы скорописи XIV века. Вот так и получилось. Это была первая ласточка, потом такие надписи начали появляться в других украинских городах. Я даже не могу посчитать сколько теперь таких надписей по Харькову, я сам на прошлой неделе три таких нарисовал и еще буду рисовать.

Что нужно для создания мурала?

Краски, люди, подъемная техника. И руки чтобы у людей были. Кадры решают все.

Вы рисуете аэрозольными красками?

По-разному, все зависит от поверхности. Иногда рисуем аэрозольными красками, иногда сначала несколько раз грунтуем. Проект птицы, например, полностью нарисованный кистями. Это с одной стороны не так удобно, как аэрозоли, но есть свои плюсы – легче докупить краски и можно смешивать цвета и получить новые оттенки. Да и рисунки получаются более пластичные. Это сейчас мировой тренд. Люди возвращаются к рисованию кистями.

Чего еще стоит ожидать харьковчанам?

Мы не говорим о своих проектах заранее. Они слишком часто меняются. Точно ждите птицу на проспекте Тракторостроителей. А дальше будет видно.

Все новости Харькова читайте на Depo.Харьков

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme